Российский рынок алкогольной продукции

Как изменились продажи алкогольных напитков в 2023 году, что произошло с импортом, каковы перспективы российского производства алкоголя — расскажем об этом в данной статье

В отличие от других сегментов FCMG, рынок алкоголя в целом спокойно преодолел кризисный 2022 год. Более того, по итогам 2022 года алкогольные напитки оказались единственным сегментом, продемонстрировавшим рост продаж (+0,7% по сравнению с 2021 годом). В 2023 году данный тренд продолжился.

алкогольные напитки
алкогольная продукция

Продажи алкогольных напитков и импорт в 2023 году

По итогам 2023 года в России было реализовано почти 230 млн декалитров алкоголя (без учета таких напитков, как пиво, сидр, медовуха), что на 4% превышает показатели рекордного 2022 года. Продажи слабоалкогольной продукции выросли на 15% (до 13 млн декалитров), крепких спиртных напитков (виски, джин, ром) — также на 15% (до 13 млн декалитров), коньяка — на 9% (до 15 млн декалитров). Сегмент вин тоже продемонстрировал уверенный рост: продажи тихих вин выросли на 6% (до 57 млн декалитров), игристых — на 8% (до 21,7 млн декалитров), ликерных — вовсе на 59%. Продажи водки в прошлом году остались примерно на уровне 2022 года, когда было реализовано 76 млн декалитров. Спрос на водку сдерживается ростом популярности другого крепкого алкоголя — виски, джина, рома. В свою очередь, продажи пива и пивных напитков относительно 2022 года в прошедшем году выросли на 2% — до 770 млн декалитров. Существенный рост показал сегмент сидра и медовухи: в минувшем году было продано почти 10 млн декалитров данных напитков, что на 19% больше, чем в 2022 году.

Безусловно, уход ряда крупнейших поставщиков алкоголя отразился на российском рынке. В 2022 году его покинули Diageo (Baileys, Johnnie Walker), LVHM (Moёt&Chandon. Hennessy), Brown-Forman (Jack Daniels, Finlandia), Pernod Ricard (Jameson, Absolut, Chivas Regal). Особенно серьезными были потери в сегменте крепкого алкоголя: эксперты Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) оценивают снижение представленности виски примерно на 50%. Ситуация в сегменте вин была менее драматичной: представленность данного вида алкоголя сократилась чуть менее чем на 25%.

Вместе с тем, в минувшем году в целом удалось решить проблему поставок алкоголя. Благодаря запущенному механизму параллельного импорта (который распространяется в том числе и на спиртные напитки), в 2023 году в Россию было импортировано чуть более 90 млн декалитров алкоголя. Таким образом, по объемам импорта удалось приблизиться к показателям 2021 года, когда было импортировано более 98 млн декалитров алкоголя. Существеннее всего вырос импорт крепкого алкоголя — на 45%, что объясняется ростом популярности виски и джина, а также запуском российского производства данных напитков: дело в том, что в импортной статистике учитываются не только поставки алкоголя, но и сырья для его производства. В свою очередь, поставки пива выросли на 13%, вин — на 3,5%.

По итогам 2023 года первое место по импорту игристых вин заняла Италия (5,1 млн декалитров), а из занявшей второе место Франции было поставлено почти в 5 раз меньше (1,2 млн декалитров). Больше всего тихих и крепленых вин импортировалось из Италии (6,8 млн декалитров), чуть меньше — из Грузии (6,3 млн декалитров). В сегменте крепкого алкоголя первое по итогам 2023 года досталось Великобритании (3,6 млн декалитров).

Импорт вин в Россию существенно снизился во втором полугодии прошлого года. В частности, в четвертом квартале 2023 года импорт уменьшился на 26% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Причина — повышение пошлин на вина из ряда стран до 20% в августе 2023 года. Из-за этого импорт вин сократился примерно на 10 млн тонн в месяц. Сильнее всего от этого пострадали вина массового сегмента: экономически нецелесообразно платить пошлину, в полтора–два раза превышающую закупочную цену.

вино
коктейль

Тренды и перспективы развития рынка в 2024 году

Один из самых устойчивых трендов последних лет — наращивание российского производства крепкого алкоголя, альтернативного водке. Потребители активно ищут новые и ранее неиспробованные вкусы, либо стараются выбрать приемлемую замену привычному алкоголю европейского и американского производства. Производители стремятся воспользоваться частично неудовлетворенным спросом на крепкий алкоголь, запуская новые линейки своей продукции. Самый яркий пример такого подхода — компания «Абрау-Дюрсо», которая в 2022–2024 годах включила в свою линейку два вида джина и биттер, не уступающие по своим вкусовым качествам иностранным аналогам. Если рассматривать ситуацию в целом по рынку, то производство дистиллятов и ректификатов растет примерно на 30% в год.

Существует вероятность, что по итогам 2024 года значительно вырастет доля российских вин, поскольку с мая 2024 года в 3 раза вырастут ставки акцизов на вино, а это сделает импорт гораздо менее выгодным. Поэтому крупнейшие поставщики вин уже сейчас форсируют закупки импортной продукции по старым акцизам.

Рассуждая о ценовой политике на алкоголь в 2024 году, стоит учитывать два фактора. С одной стороны, сейчас в России накоплены рекордные по объему запасы алкоголя, что позволит несколько притормозить прирост цен. С другой, увеличение акцизов и колебания курсов валют, безусловно, приведут к увеличению цен минимум на 10%. Вполне вероятно и удорожание российских вин, прежде всего из-за роста издержек производителей.

Алкогольные напитки на WorldFood Moscow
рынок алкогольной продукции

Алкогольные напитки на выставке WorldFood Moscow

В минувшем году посетителями выставки WorldFood Moscow стали 20 115 специалистов, представляющих ритейл, сферу общественного питания, а также производство продуктов питания и напитков. 10% из них (2 005 посетителей) интересовались продукцией, представленной в разделе «Алкогольные напитки»: вином, пивом, слабоалкогольными и крепкими алкогольными напитками. Свои товары в рамках данного раздела в 2023 году представили 42 компании.

Став участником WorldFood Moscow 2024, вы сможете решить сразу несколько важных бизнес-задач. Во-первых, ознакомитесь с последними трендами российского алкогольного рынка и поймете, какие товары сегодня наиболее востребованы. Во-вторых, участие в выставке позволит вам продемонстрировать свою продукцию потенциальным клиентам. В-третьих, вы сможете договориться о сотрудничестве и заключить контракты с новыми российскими и зарубежными партнерами непосредственно на площадке выставки.

Выставка WorldFood Moscow 2024 состоится 17–20 сентября в МВЦ «Крокус Экспо», павильон 3.

ЗАБРОНИРОВАТЬ СТЕНД

* Источники: rbc.ru, retail.ru, interfax.ru, kommersant.ru, nafi.ru, nielseniq.com